Степень утяжеления суспензии
Этот вывод частично оправдывает противоречивость суждений об эффективности использования глинистых суспензий для гидротранспортирования в них кусковатых пород, основанных на отдельных поисковых экспериментах. Целесообразную степень утяжеления суспензии нельзя рассматривать обособленно, не решая вопрос о выборе эффективного режима гидротранспорта.
Определение оптимального режима гидротранспортирования необходимо производить, как это указывалось выше, по критерию минимума транспортных расходов. Решение этой задачи требует экономического описания процесса гидротранспортирования, что, помимо изложенных выше экспериментальных исследований, требует изучения влияния физико-механических свойств транспортирующей жидкости на степень абразивного износа трубопроводов кусковатым материалом. Последнее обусловлено тем, что затраты на электроэнергию и амортизацию составляют около 90% суммарных транспортных расходов при перемещении по трубам кусковатых пород.
Следует ожидать, что применение тяжелых сред для целей гидротранспорта позволит уменьшить абразивный износ трубопроводов в 2-2,5 раза и энергоемкость гидротранспортирования кусковатых пород — на 40-50%.
Высокая эффективность гидротранспорта горных пород и строительных материалов доказана многолетним опытом его эксплуатации в горнодобывающей промышленности и гидротехническом строительстве. Этот способ непрерывной передачи грунтов особенно широко применяется на открытых разработках при транспортировке песков, гравия, вскрышных пород.
Указанные выше грунты относятся к высокоабразивным материалам, и транспорт их вызывает интенсивный износ применяемого оборудования, обусловливая низкие сроки его эксплуатации.