Скреперы типа Д-106 и Д-147
Скреперы большей емкости (15-25 м3) еще не испытаны в производственных условиях, однако можно заранее сказать, что при увеличении в 2-3 раза объемов земляных работ, выполняемых в течение года отдельными дорожными организациями, эти машины найдут хорошее применение при умелом их использовании. Опыт работ 1948 г. показывает, что скреперы емкостью 6 м1 легко могут быть использованы на постройке полотна с самыми малыми рабочими отметками, причем никаких неудобств от сравнительно большой емкости этих машин (по сравнению со старыми отечественными скреперами БМ и СД) производственники не испытывают.
Имея в виду в дальнейшем переход на строительство полотна без боковых резервов, т. е. с большой дальностью перемещения грунта, создание больших скреперов следует приветствовать, поставив, однако, обязательным условием проектирование их с тягачами, достаточно мощными и обладающими высокими скоростями при перевозке грунта (порядка 20-40 км/час).
Бульдозеры, и в особенности универсальные бульдозеры принадлежат к группе наиболее универсальных машин и легко конкурируют с прицепными грейдерами, обладая значительно большими возможностями применения их на разнообразных работах по возведению земляного полотна. При дальнейшем совершенствовании их конструкции и переходе на тип Д-149, а также при дальнейшем изучении технологических схем работы этих машин они безусловно будут давать еще лучшие показатели по сравнению с грейдерами и автогрейдерами при постройке земляного полотна. Изучение технологических схем работы бульдозеров Д-163 и конструирование опытных образцов универсальных бульдозеров Д-149 необходимо всячески форсировать.
Экскаватор малой мощности (с ковшом 0,25 м3) является сравнительно малопроизводительной машиной, но совершенно необходимой при постройке малых искусственных сооружений; эта машина должна обладать сменным, быстро монтируемым рабочим оборудованием и быть высокомобильной, т. е. смонтированной на автомашине.