Создание музейной экспозиции
Создание экспозиций в государственных и ведомственных музеях имеет ряд отличий, обусловленных организационными особенностями и предъявляемым к этим учреждениям уровнем требований, но в целом методы построения музейной экспозиции подчиняются последовательности и нормам, выработанным в музееведческой практике и определенным центральными и региональными учреждениями культуры. Огромное внимание неизменно уделяется содержательной стороне экспозиции, обеспечению высокого уровня заинтересованности целевой аудитории, и, разумеется, соблюдению всех требований по сохранности экспонатов. При создании экспозиций корпоративных и отраслевых музеев учитываются пожелания и предложения организаторов этих музеев.
Основной целью создания любой музейной экспозиции является выполнение просветительской функции музея, максимально полное раскрытие выбранной темы для повышения культурного уровня посетителей. Этот аспект красной нитью проходит через всю проектную выставочную документацию, которая учитывает и конкретные музейно-образовательные программы. Формирование текста экскурсии по планируемой экспозиции происходит параллельно с ее созданием.
Строительству музейной экспозиции или выставки предшествует длительный процесс исследовательской работы и подбора экспонатов. По итогам этой деятельности основные аспекты будущей экспозиции освещаются в базовом проектном документе – концепции. В ней должны быть четко сформулированы выставочная тематика, ее актуальность, цели и задачи предстоящей деятельности, предполагаемое художественное и техническое решение экспозиции. Концепция, предложенная авторами, согласовывается со всеми участвующими в создании экспозиции сторонами, ответственными за содержательную, художественную и финансовую части проекта. Нередко концепция рецензируется приглашаемыми специалистами, компетентными в затрагиваемых темах.
После утверждения этого первичного документа создается тематико-экспозиционный план. Он включает в себя перечень всех разделов и подразделов выбранной темы с полным перечислением иллюстрирующих их экспонатов, а также с указанием местоположения и последовательности размещения экспонатов в запланированном экспозиционном оборудовании. Следующим шагом становится выполнение художественного проекта. Многие музеи и сегодня решают этот вопрос по-старинке, через создание схематических изображений с описаниями и макетов. Но все большее распространение приобретает компьютерное моделирование экспозиций. Специализированные художественные мастерские и студии, участвующие в выставочной деятельности, создают трехмерные проекты, позволяющие определить многие нюансы визуального восприятия будущей экспозиции еще на стадии проектирования.