Снижение эффективности гидротранспорта привозных грунтов
Эта схема позволила сократить дальность перевозки грунта автотранспортом на 2-3 км и повысить производительность экскаваторов и гидромониторных установок. За 1964-1965 гг. было перемещено в отвал более 0,5 млн. м3 грунта, причем себестоимость гидротранспорта оказалась ниже себестоимости перевозки грунта в отвал 25-тонными самосвалами и составила 30-38 коп.
В 1966 г. начались работы по гидротранспорту чеганских тонкослоистых глин (содержание глинистых частиц менее 0,005 мм около 55%) на Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном комбинате. Характерной особенностью этих глин является то, что они не омоноличиваются в навалах и, будучи разрыхлены, хорошо поддаются размыву.
По первым данным, производительность землесосной установки 20Р-П составляла в среднем 400 м3/час.
Необходимо отметить, что созданные в условиях продолжительной и суровой зимы Северного и Восточного Казахстана навалы сохраняют (консервируют) мерзлоту, что несколько снижает производительность установок при их смыве.
Другой причиной снижения эффективности гидротранспорта привозных грунтов является наличие в них отдельных крупных включений. Поэтому назрела необходимость создать надежные валуноотборщики, монтируемые над зумпфами землесосных установок.
Комбинированная разработка рыхлых грунтов, на взгляд авторов, имеет следующие преимущества:
- сокращается дальность перевозки грунта автотранспортом на промежуточный отвал (до 2-3 км), что увеличивает коэффициент использования по времени экскаваторов, так как на большинстве карьеров производительность экскаваторов снижается из-за недостатка транспортных средств;
- гидроотвалы, обычно располагаемые дальше автомобильных отвалов, высвобождают емкость близлежащих отвалов, что также уменьшает дальность перевозки вскрышных грунтов;
- упрощаются отвальные операции, сокращается грузонапряженность карьерных дорог и т. д.