Насыщение перекачиваемой пульпы
При механическом рыхлении работа по отрыву частиц грунта от массива естественного сложения выполняется за счет привода рыхлителя. Даже перемещение грунта к приемному отверстию всасывающей трубы в момент образования пульпы может частично происходить за счет этого же привода. Однако сам рыхлитель, заслоняя собой приемное отверстие, оказывает некоторое дополнительное сопротивление потоку жидкости, входящему во всасывающую трубу-Присутствие частиц грунта приводит к дополнительным потерям энергии при перекачке пульпы (по сравнению с чистой водой). Из-за конструктивных и других особенностей землесоса вместо теоретически возможного вакуума 10 м вод. ст. практически удается получить разрежение во всасывающем патрубке землесоса не более 7 (редко 8) м вод. ст., а значит и допустимые потери напора во всасывающем трубопроводе ни в коем случае не могут превышать эту величину. Для получения наименьших возможных потерь напора всасывающий трубопровод должен быть возможно более коротким и не иметь резких изгибов. В связи с этим землесос желательно устанавливать у самого днища понтона или, отказываясь от традиционных конструктивных решений, располагать землесос еще ближе к разрабатываемому забою. Уменьшение потерь напора во всасывающем трубопроводе землесоса может позволить не только увеличить глубину разрабатываемого забоя, но и существенно повысить степень насыщения пульпы грунтом, т. е. увеличить производительность машины.
Поддержание возможно более равномерного насыщения перекачиваемой пульпы должно обеспечиваться разработкой в забое постоянного количества грунта в единицу времени. Однако почти все известные способы рабочих перемещений землесосного снаряда по забою не могут предотвратить движения грунтозабориого устройства на некотором участке своего пути по уже выработанному частично пространству, а толщина разрабатываемого слоя грунта из-за особенностей рельефа поверхности забоя тоже не может сохраняться постоянной, что делает совершенно необходимым постоянное и непрерывное регулирование скорости рабочих перемещений.