Гидротранспорты руды
Из данных следует, что разработка вскрыши способом гидромеханизации является наиболее дешевой после бестранспортной. Однако в общем объеме гидромеханизированная вскрыша занимает менее 20%, в то время как на долю транспортной вскрыши падает почти 60% всех вскрышных работ. В настоящее время для Дальнейшего развития гидромеханизации необходимо внедрить ее на вскрыше третичных пород применением дробильно-смесительных установок.
Для условий Центрального и Северного карьеров разработаны схемы вскрыши третичных пород с предварительным их рыхлением роторными экскаваторами ЭРГ-500 и ЭРГ-400 и использованием гидротранспорта.
В настоящее время почти не изучен вопрос укладки третичных глин в гидроотвалы и технология наращивания дамб, поэтому необходимо провести опытные работу.
Не менее интересной и перспективной является проблема гидротранспорта полезного ископаемого, т. е. в данном случае серной руды, а может быть и концентрата на большие расстояния.
Было рассмотрено два варианта гидротранспорта руды с Подорожненского карьера на промплощадку Роздольского комбината. По первому варианту транспортируется руда, подвергшаяся двухстадийному дроблению до крупности 40 мм; по второму варианту руда после дробления измельчается на стержневых мельницах до 2,5 мм. Второй вариант оказался в 3 раза дешевле первого по затратам на гидротранспорт руды.
Такая разница в капитальных затратах и себестоимости между вариантами говорит о том, что более измельченный продукт намного выгоднее транспортировать по трубам. Второй вариант по своим капиталовложениям и себестоимости приближается к железнодорожному транспорту, который принят для транспортировки руды с Подорожненского карьера (3600 тыс. руб. капиталовложения и 0,18 руб. транспортировка 1 т руды).
Транспортировка руды железнодорожным транспортом имеет ряд узких мест: зависимость от МПС, смерзаемость руды в зимний период, необходимость устройства двух складов (на площадке Подорожненского карьера и на промплощадке комбината) и т. д.