Диалоговая и справочная информация
Диалоговая информация передается между двумя объектами (оператор — оператор, оператор — ЭВМ) и включает запросы и ответы объемом от нескольких десятков до нескольких сотен бит.
Известно, что устный телефонный диалог теряет беглость, если задержка сигнала превышает 0,3 с. Если диалог организуется обменом текстов, то беглость утрачивается ввиду необходимости не только обдумывания, но и подготовки запросов и ответов. Исходя из этого беглость диалога в данном случае не может считаться критерием для задания требований к задержке информации.
С диалоговыми режимами связано понятие времени ответа — интервала от момента выдачи запроса до момента получения ответа. Дело в том, что данный режим обмена организуется в процессе решения оператором задач, требующих неоднократного обращения к удаленному объекту (оператору или ЭВМ). Решаемые при этом задачи целесообразно различать в зависимости от интенсивности обращения. Если процесс решения состоит из непрерывных циклов «запрос — ответ — корректировка», то время ответа должно выбираться таким образом, чтобы не нарушать хода умственной деятельности оператора. При этом верхней границей эффективности обратной связи является время 2 с.
В случае, когда задача распадается на ряд относительно независимых этапов, а диалог организуется циклами «подготовка данных для i-го этапа — запрос решения по i-му этапу — подготовка данных для (i+l)-ro этапа — внесение результатов i-го этапа», оператор может прервать ход рассуждений и дождаться результатов по очередному этапу. При этом время ответа ограничивается временем, отводимым для решения задачи, и может выбираться в достаточно широких пределах. Желательно, чтобы оно совпадало со временем подготовки очередного этапа.
При выборе допустимых значений вероятности потери сообщения следует исходить из того, что в процессе диалога передача информации находится под контролем оператора. Задержка ответа больше определенных пределов может быть воспринята как потеря информации, что позволяет оператору возобновить цикл. Исходя из этого диалоговые системы не предъявляют жестких требований к надежности доставки сообщений. Так, вероятность потери информации, равная 10-3, соответствует в среднем повторению одного из 1000 циклов, что составляет несколько десятков часов непрерывной работы оператора в диалоговом режиме.
Значительно большую опасность для диалоговых систем представляют ошибки в информации. Это обусловлено их кумулятивным влиянием на результаты решения. При той же вероятности 10-3 и в среднем 20 циклах, требующихся на решение одной задачи, ошибочные результаты будут получены в 4% задач. При вероятности ошибки 10-5 неправильные результаты следует ожидать в 0,004% случаев, что допустимо для большинства практических систем -широкого назначения.
Справочная информация может запрашиваться в процессе решения задачи на одном из циклов вместо решения. При этом ее объем и требования к системе передачи аналогичны объему и требованиям, приведенным для диалоговой информации. В специальном случае запрос справочной информации представляет собой самостоятельную операцию и связан с передачей, как правило, значительных объемов информации (до сотен тысяч бит), включающей набор сведений или числовых значений.
Справочная информация обычно запрашивается для относительно длительного использования и требует определенного времени на осмысливание. Например, для более или менее подробного просмотра таблицы чисел или набора сведений объемом 104 бит необходимо время порядка 10 мин. Очевидно, что задержка данной информации на время порядка 3 мин не окажет существенного влияния на эффективность работы оператора.
Выбор допустимых вероятностей ошибки и потерь знаков информации должен основываться на анализе содержания справочной информации. Если передаются таблицы чисел, то предпочтительнее потеря значений, а не ошибочная их выдача.
Большинство систем широкого использования вполне успешно функционирует при вероятности одного из этих событий порядка 10-6. Достаточно отметить, что содержание всей данной книги может быть передано не более чем с десятью ошибками или пропусками. С точки зрения пропадания всего запрашиваемого массива к надежности доставки не предъявляются высокие требования в силу наличия контроля со стороны оператора, как и в диалоговых системах.
При передаче смысловой справочной информации требования к ее надежности и достоверности задаются идентичными. Для того чтобы сохранить читаемость текста, обычно достаточно обеспечить значения вероятностей потери и ошибки порядка 10-3, однако наличие в тексте чисел существенно ужесточает требования, как и в случае передачи таблиц.