Строительство мостов
Мост – это строительное сооружение, которое возводится через какое-либо препятствие для движения, как человека, так и транспорта. Этим препятствием чаще всего выступают водоёмы – озёра, реки, проливы, также мосты возводят через овраги, над дорогами или другими мостами. Мост, находящийся над дорогой, называется путепроводом, над оврагом или ущельем – виадуком.
Потребность в наличии мостов появилась ещё в глубокой древности, когда люди в связи с развитием торговли начали поиск путей более быстрого и лёгкого сообщения. В Европе до сих пор сохранились мосты Древнего мира, возведённые римлянами, и Средневековья. Сегодня, как и раньше, мосты выполняют сразу несколько функций: как средства коммуникации и как важные стратегические объекты. Ведь не секрет, что во время войн мосты играют важнейшую роль при движении войск.
Мосты делятся на несколько видов: железнодорожные, автомобильные, метромосты, пешеходные и комбинированные (сочетающие в себе несколько функций).
В строительстве мостов первым, самым важным и наиболее затратным, делом является возведение опор. Этот ответственный и трудоёмкий процесс предполагает установку железобетонных свай в заранее вырытые котлованы (при возведении небольших мостов) или сборных оболочек около 3 метров в диаметре (для строительства больших мостов). Опускаются сваи с помощью электрических вибропогружателей или бура. Последний способ может также использоваться на воде.
Пролёты моста являются несущими конструкциями – балками, фермами, диафрагмами и непосредственно проезжей частью. Пролёты могут быть сооружены также в виде арок. В процессе сборки деталей моста участвуют монтажные краны. Однако при возведении больших сооружений части моста собирают на суше, а потом двигают по опорам на необходимые расстояния. Фото строительства моста, сделанные в процессе работы, могут помочь представить реальную картину этого мероприятия.
От назначения моста во многом зависит его форма. Чаще всего, полотно моста прямое, однако, если требуется набор определённой высоты (например, при строительстве виадука), форма может быть самой разнообразной – спиралевидной, кольцевой, дугообразной и т.д.
Так как мосты имеют разное предназначение, они могут строиться как из железобетона, так и из металла, камня, дерева, а также быть верёвочными.
Разводные мосты – отдельная категория в данной отрасли. Этими шедеврами архитектуры знаменит, прежде всего, Санкт-Петербург. Особенностью конструкции разводных мостов является возможность поднятия полотна или его разворота с помощью установленных шарниров.